Опера Травиата, Третье действие

Третье действие. В своей спальне спит смертельно больная Виолетта. Вечер. Около Виолетты дремлет в кресле ее служанка Анина.

Оркестровое вступление вводит в душевный мир Виолетты -- несчастной, страдающей молодой женщины.

В начале вступления необычайно мягко и прозрачно звучит музыка, которой открывается опера ( см. пример 212 ). Скрипки поют удивительно проникновенную, глубоко западающую в душу мелодию, как бы собирающую в себе, обобщающую всю музыкальную характеристику Виолетты -- ее нежность, любовь, страдания.



Характерны ниспадающие, стонущие секундовые интонации. Это -- образец ярко эмоциональной, <<говорящей>> мелодии:







Фрагменты музыки вступления звучат и в первой сцене третьего действия -- в сцене Виолетты с Аниной и доктором. Виолетта читает письмо Жермона, из которого узнаёт о дуэли Альфреда с бароном и об отъезде Альфреда. В это время в оркестре трепетно и нежно звучит мелодия любви, как воспоминание о прошедших безвозвратно днях счастья.

Предчувствуя близкий конец, Виолетта в последней арии прощается со своим счастьем и жизнью. В арии также слышится ритм и мелодическое движение вальса; но, сколько в этой музыке грусти, душевной тоски, сколько в ней страдания! Так на протяжении оперы вальсовость приобретает различное образно-смысловое содержание в соответствии с драматической ситуацией:


Резким контрастом в эту картину тихо угасающей молодой жизни врывается веселая музыка уличного карнавала:

Неожиданный приезд Альфреда и встреча его о Виолеттой вызывают взаимную радость. Они мечтают об отъезде из Парижа и о счастливой жизни вдвоем в далеком краю. Дуэт Альфреда и Виолетты представляет собой нежную, светлую мелодию, снова в характере вальса:

Мир забвения в счастливом свидании обрисован характерными хроматическими ходами:

Силы покидают Виолетту. Виолетта дарит Альфреду свой портрет. Мрачные похоронные аккорды в оркестре сопровождают ее речитатив:

Виолетте кажется, что ей становится хорошо и легко. Снова в оркестре на предельном pianissimo, в очень высоком регистре -- будто издалека -- звучит мелодия любви. Но быстро наступает трагическая развязка.

Характерной особенностью <<Травиаты>> является то, что ее образы и драматические положения в музыке раскрываются и обогащаются через бытовые жанры; среди них наибольшее значение имеет жанр вальса, получающий глубоко психологическое значение и меняющий свой образно-эмоциональный смысл в соответствии с ходом драматического действия и душевным состоянием главной героини оперы.

Советуем посетить: