Революция в Италии 1848

Революция 1848 года в Италии. Во время революции 1848 года Верди находился в Париже. Узнав о восстаниях в различных областях Италии, он поспешил в Милан. Верди хотел быть со своим народом; глубоко переживая его борьбу против австрийских угнетателей, Верди сочувствовал революционной деятельности Мадзини и Гарибальди. Вместе с другими итальянскими революционерами он обратился к французскому правительству с призывом о помощи борющейся Италии.

Под влиянием всех этих революционных событий Верди по поручению Мадзини написал героический гимн <<Звучи, труба>> (<>). Мадзини писал Верди в 1848 году: <<Теперь, как никогда, Италия нуждается в Вашей музыке>>.

<<Битва при Леньяно>>. Революционные события 1848 года вызвали к жизни оперу Верди <<Битва при Леньяно>>, поставленную в Риме в январе 1849 года.



Новая опера Верди была справедливо оценена революционно настроенными современниками Верди как глубоко патриотическое произведение. В опере изображается борьба ломбардцев против германского императора Фридриха Барбароссы (XII век), неоднократно тревожившего северную Италию своими набегами. Не нужно доказывать, насколько этот исторический сюжет был актуален для современной Верди Италии, боровшейся против австрийского ига. Трудно описать энтузиазм, вызванный постановкой этой оперы, Полные страсти увлекательные мелодии в ариях и ансамблях, быстро распространившиеся в народе, динамичные массовые сцены, общий героически-приподнятый тон спектакля производили огромное впечатление на слушателей. Патриотический хор первого действия <<Да здравствует Италия>> (<>), маршеобразная тема которого играет роль лейтмотива в опере, стал массовой народно-революционной песней.

Но в опере <<Битва при Леньяно>> есть существенный недостаток: отсутствуют индивидуальные характеристики героев; Верди здесь выступает как замечательный мастер музыкальной характеристики драматических ситуаций, но еще мало внимания уделяет раскрытию в музыке образов отдельных действующих лиц. Этот недостаток преодолевается им в более зрелых операх.

<<Луиза Миллер>>. 40-е годы в оперном творчестве Верди завершаются оперой <<Луиза Миллер>> (1849), подводящей итог раннему периоду (периоду исканий реалистической музыкальной драматургии) и непосредственно приводящей к первой творческой вершине композитора (<<Риголетто>>, <<Травиата>>) (опера <<Стиффелио>>, написанная между <<Луизой Миллер>> Я <<Риголетто>>, большого художественного значения не имеет). Сюжетом <<Луизы Миллер>> послужила знаменитая драма Шиллера <<Коварство и любовь>>. Драма Шиллера имеет глубокий социальный смысл: в ней противопоставлены благородство и человечность простых людей из народа (бедного музыканта Миллера и его дочери Луизы) злобе и коварству представителей высшего класса (президента Вальтера и его секретаря Вурма); в ней показана трагическая гибель любящих друг друга Луизы и Фердинанда (в опере Верди -- Рудольфо), ставших жертвой порочного и жестокого социального строя. В опере несколько сглажена социальная острота шиллеровской трагедии, -- композитор и либреттист больше проакцентировали любовную драму. Но основная цель достигнута: публика проникается глубоким сочувствием к страданиям бедного Миллера и его дочери, любит их за благородство и высокие моральные качества и ненавидит жестокого и злобного Вурма. Ново в этой опере то, что вместо библейского или исторического сюжета, вместо эффектной романтики с средневековыми замками и мрачными подземельями здесь перед зрителем-слушателем проходит драма из жизни простых людей. Интимно-лирическим содержанием <<Луиза Миллер>> предвосхищает <<Травиату>>.

Сюжет оперы подсказал Верди необходимость ярких индивидуальных музыкальных характеристик, почти отсутствовавших в ранних операх Верди героического плана. Музыкальные характеристики положительных героев -- Миллера, Луизы и Рудольфо -- резко отличаются от характеристики негодяя Вурма. Связь музыки опер Верди с народно-бытовой музыкой Италии впоследствии с особой силой скажется в <<Травиате>>; в музыкальной характеристике Луизы есть общие черты с образом Виолетты.

Начиная с <<Луизы Миллер>> в оперном творчестве Верди поднимается новая тема -- тема трагедии социального неравенства, тема гибели героев в условиях уродливого социального строя, в столкновении с косной, жестокой средой. В этом основной конфликт оперы, и в этом еще раз проявился демократизм Верди. Та же тема находит свое воплощение в следующих операх композитора начала 50-х годов.

Советуем посетить: