Начало творческого пути

Детство композитора. Родился Верди 10 октября 1813 года в маленькой деревне северной Италии Ле-Ронколе, недалеко от города Буссето. Отец его был трактирщиком, содержателем деревенской харчевни, получал ничтожно малый доход и с трудом содержал семью.

Страстную любовь к музыке Джузеппе испытал в раннем детстве, вслушиваясь в игру и пение бродячих музыкантов. Так итальянская народная музыка вошла в жизнь будущего композитора. Когда Верди было семь лет, он, по местному обычаю, прислуживал в деревенской церкви за обедней. Здесь он впервые услышал орган. Потрясенный этим впечатлением, Верди обратился к родителям с просьбой учить его музыке. Отец достал старый спинет (род клавесина) и пригласил в качестве учителя своего сына церковного органиста Байстрокки.

Буссето. В течение трех лет учился Джузеппе у Байстрокки и овладел игрой на спинете настолько хорошо, что его учитель уже больше ничего не мог ему дать. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, отец отправил его в город Буссето (недалеко от Милана) для занятий в городской школе. Учась в школе, Верди одновременно продолжал занятия музыкой. По воскресеньям и праздничным дням он отправлялся в свою деревню, где работал церковным органистом вместо умершего Байстрокки. То было суровое детство: крайне скудный заработок, едва дававший возможность прокормиться; трудности и опасности ночных переходов из Буссето в Ле-Ронколе.



В Буссето Верди поступил на службу в контору купца Барецци. Антонио Барецци был человеком передовым, просвещенным и большим любителем музыки. Председатель городского филармонического общества, он немного играл на разных инструментах, в частности исполнял партию первой флейты в оркестре филармонического общества. Верди пришлось присутствовать в доме Барецци на репетициях оркестра, переписывать ноты, делать аранжировки, играть в оркестре на большом барабане. Здесь Верди ознакомился с некоторыми произведениями Гайдна, Россини и других композиторов.

Дирижировал филармоническим оркестром Фердинандо Провези. Обратив внимание на необычайную музыкальную одаренность юного Верди, он начал с ним заниматься. Верди делал большие успехи и даже мог в нужных случаях заменить провези: иногда дирижировал вместо него в концертах филармонического оркестра, играл на органе в городском соборе. Много работая в Буссето, Верди продолжал свои еженедельные путешествия в Ле-Ронколе.

Первые сочинения. Первые сочинения Верди относятся к концу 20-х годов: увертюра, марши для духового оркестра, произведения для хора и несколько фортепианных пьес. Несмотря на то, что жители Буссето знали и ценили Верди, его самого не удовлетворяла затхлая, провинциальная жизнь маленького городка. Верди привлекал Милан -- крупнейший город северной Италии, где музыкальная жизнь била ключом, где был знаменитый оперный театр La Scala , где можно было, учась в консерватории, достигнуть совершенства в своем искусстве.

Мечта Верди о поездке в Милан сбылась. В этом помогли Барецци и провези, выхлопотавшие ему стипендию на два года от одного благотворительного учреждения.

Попытка поступить в Миланскую консерваторию. В 1831 году, в возрасте восемнадцати лет, Верди приехал в Милан и держал испытание в консерваторию. Директор Миланской консерватории Франческо Базили -- сухой педант и рутинер -- отказал Верди в приеме, ссылаясь на его... профессиональную непригодность. Выдающийся музыкант, прославивший итальянскую музыку на весь мир, оказался за бортом консерватории, в то время как в ней учились и ее кончали многие посредственности, имена которых сейчас давно забыты. Таковы уродливые гримасы жизни в обществе, основанном на эксплуатации. Как утверждают некоторые биографы, тем, от кого зависел прием Верди в консерваторию, и в частности ее директору, не понравилась его внешность -- простой облик ломбардского крестьянина, никак не похожий на тех выхоленных аристократических юношей, которые занимались музыкой только потому, что у их родителей было много денег.

Не принятый в консерваторию, Верди занимался в Милане частным образом у видного и авторитетного музыкального деятеля Винченцо Лавинья, сумевшего оценить талант Верди и дать ему нужное направление. Лавинья был оперным композитором, дирижером Миланского оперного театра La Scala и прекрасным педагогом. Под его руководством Верди в короткий срок овладел основами композиторского мастерства и изучил выдающиеся произведения итальянской и зарубежной классики. Уже через год после начала занятий Лавинья писал Барецци: <<Ваш стипендиат будет вскоре гордостью своего отечества>>.

Большое значение в дальнейшей судьбе Верди имел его случайный дебют в качестве дирижера: во время репетиции оратории Гайдна <<Сотворение мира>> в зале филодраматического театра ему пришлось заменить отсутствовавшего руководителя репетиции; Верди настолько удачно справился со своей задачей, что ему было поручено продирижировать концертом. Выступление Верди прошло с таким блестящим успехом, что ему тут же были заказаны кантаты и опера под названием <<Оберто, граф Бонифачьо>>.

Советуем посетить: